Как это было на самом деле (история в цвете)
Показано с 1 по 6 из 6

Тема: Как это было на самом деле (история в цвете)

  1. #1
    Теоретик Аватар для sydiya
    Регистрация
    18.08.2012
    Сообщений
    830
    Promo (¢)
    4,333
    Благодарности
    Получено: 728
    Отправлено: 377

    Как это было на самом деле (история в цвете)

    [I][B]Зачем я это пишу — не знаю. Так вот захотелось поделиться, не все же про этот форекс умничать, мир вокруг нас интереснее чем нам иногда кажется. Надо просто быть немного любопытным[/B][/I].

    Давно это было. Очень давно. Когда я еще учился в школе. Надо сказать, что я принадлежу к тому поколению, которое вручную чертило поля в тетрадке. Да , практиковалась такая разновидность мазохизма в советских школах. Собственно речь не об этом.

    В то время я был твердо убежден, что до революции жизни в России как таковой не было. Нет, ну люди как то жили естественно, только жизнь эта проходила в беспросветной нужде и отсутствии зачатков цивилизации. Ну, какая цивилизация, если электричество хоть и было уже изобретено, но судя по фильмам даже в богатых домах про него не слышали. И паровоз уже был, но ходил он только из Москвы в Петербург. Ну еще в Маньчжурию, хотя где это?
    Так я думал. Так думало большинство.

    Некоторые сомнения стали возникать еще в той же школе. Например, проходя по обязательной программе «Охотничьи рассказы» И.С.Тургенева, с удивлением прочитал, что какой то помещик имел сахароварни. Хотя та же училка литературы, совсем буквально незадолго утверждала, что в царской России сахар был привозной тростниковый, и только после революции, советские ученые вывели технологию его производства из свеклы. Да много чего было в жизни, что разрушало вбитые в меня стереотипы.
    Скажем в моем родном Ярославле в 2000 году праздновали столетие трамвая. Только подумайте, 1900 год, а в каком-то провинциальном Ярославле уже начали ходить трамваи, электрические, не на конской тяге. Кстати, как я узнал позже, тогда же на улицах моего города появилось уличное электрическое освещение. А это согласитесь навевает - еще не было позора Цусимы, и Кровавого воскресения не было, а вот электрические фонари уже освещали улицы.
    Да в общем то я сейчас не о том, какую лапшу порой нам вешали, было там, кто помнит и много хорошего, и что перевешивает, однозначно не могу сказать.
    Я просто пытаюсь рассказать, откуда во мне появилось желание увидеть как на самом деле жили сотню лет назад, как выглядели например улицы того же Ярославля. Что одевали люди – простые и не очень. Причем согласитесь, смотреть какие-то зарисовки, картины, совсем не то, что смотреть фотографии и киносъемку. Рисунок есть рисунок. Может художник приукрасил действительность, а может наоборот.

    Черно-белые фотографии конечно здорово, но ведь улицы врят ли были в черно белых цветах, да и люди то же наверное носили не только белую, серую и черную одежду. Вот как бы глянуть на настоящие цветные фотографии того времени. Нет, не раскрашенные в фотошопе, согласно представлениям того кто это делает, а настоящие, что бы с настоящими цветами.
    И хотя теория зрительного восприятия и воспроизведения цветов, была создана Томасом Янгом еще в 1807 году, где он доказал, что любой цвет можно воспроизвести смешением 7 спектральных цветов, но для упрощённого воспроизведения вполне хватит и трёх базовых: синего, зелёного и красного.
    [B] Кстати, вам известно, что в вашем телевизоре используется только три цвета ?[/B]

    Однако практически создать мелкий цветной растр оказалось непросто и только в 1907 г. братья Люмьер выпустили в «широкую» продажу фотопластинки «Автохром». Они делались из желатина, в котором равномерно располагались выкрашенные в основные цвета зёрна крахмала. Такие пластинки стоили очень дорого и были очень сложны в изготовлении. Да и недолговечны. Так что нет их уже, не сохранились.

    Лишь в 1935 г. фирма Kodak выпустила первые многослойные цветные фотоматериалы (для справки: Agfa смогла сделать то же самое только 2 года спустя). Понятно, что качество таких плёнок по сравнению с современными оставляло желать лучшего, но пионерам цветной фотографии даже такого результата было сложно добиться.
    Значит врят ли мы увидим дореволюционную Россию в цвете? Жаль.

    Хотя не стоит унывать! Хотите посмотреть как выглядел трейдер сотню лет назад, причем в натуральном цвете. Пожалуйста.

    [url=http://itmages.ru/image/view/976027/d41d8cd9][img]http://storage4.static.itmages.ru/i/13/0409/h_1365496506_6148938_d41d8cd98f.jpg[/img][/url]

    Эта цветная фотография менялы сделана в Самарканде на Регистане (типа центральной площади) в [B]1911 году[/B] одним замечательным человеком. Но о нем чуть позже.
    А вот например одна из улиц старого Самарканда в том же [B]1911 году[/B].

    [url=http://itmages.ru/image/view/976035/d41d8cd9][img]http://storage3.static.itmages.ru/i/13/0409/h_1365496706_5350630_d41d8cd98f.jpg[/img][/url]

    Как видим до трамваев с фонарями, там еще далеко.
    Дьявол всегда кроется в деталях. Знаете о чем я думаю, когда скажем рассматриваю фотографию железнодорожного моста на транс-сибирской магистрали [B]1910 года[/B].
    [url=http://itmages.ru/image/view/976037/d41d8cd9][img]http://storage5.static.itmages.ru/i/13/0409/h_1365496833_4688823_d41d8cd98f.jpg[/img][/url]

    Вот как из кирпича сложили быки над водой я понимаю, но как они это делали ниже уровня воды? Или отсыпали чем то? Какими то булыжниками. А ведь [B]это 1910 год[/B].

    Люди конечно интересней, кто помнит, в советское время гордились трудовыми династиями, непрерывным стажем на одном предприятии.
    Вот этому мужику на момент съемки (1909 год) было 84 года, из них 66 он проработал надсмотрщиком Черниговского водоспуска. И как пишут в резюме — «работает по настоящее время.» На тот год конечно.

    [url=http://itmages.ru/image/view/976039/d41d8cd9][img]http://storage7.static.itmages.ru/i/13/0409/h_1365496916_6299398_d41d8cd98f.JPG[/img][/url]

    Ну женщины , всегда были и остаются женщинами. Без понтов не куда. Величина понтов зависит от достатка, у одних больше (точная дата не извесна, между [B]1910-1915 годами[/B]) -

    [url=http://itmages.ru/image/view/976048/d41d8cd9][img]http://storage2.static.itmages.ru/i/13/0409/h_1365496998_5067979_d41d8cd98f.jpg[/img][/url]

    у других, как у этих крестьянских девушек ([B]1909 год[/B]) меньше -

    [url=http://itmages.ru/image/view/976049/d41d8cd9][img]http://storage3.static.itmages.ru/i/13/0409/h_1365497059_5811454_d41d8cd98f.JPG[/img][/url]

    Знаете что ниже за красотища. Так выглядел [B]в 1910[/B] году монастырь «Нилова пустынь» на озере Селигер, на острове Столбный. Сейчас там город Осташков. Умели строить, что тут говорить.

    [url=http://itmages.ru/image/view/976051/d41d8cd9][img]http://storage5.static.itmages.ru/i/13/0409/h_1365497282_3372717_d41d8cd98f.JPG[/img][/url]

    Кстати все фотки выложены мной в весьма сжатом виде, потому что вес одной такой фотографии в среднем весит около 70 Мб. Очень высокая детализация.

    Так кто же этот человек, который смог в начале 20 века сделать цветные фотографии, по которым можно изучать историю Российской империи того периода, да и не только ее. Есть интересные фотографии скажем Италии того времени.

    [B][SIZE=4]Серге́й Миха́йлович Проку́дин-Го́рский[/SIZE][/B] — русский фотограф, химик (ученик Менделеева), изобретатель, издатель, педагог и общественный деятель, член Императорского Русского географического, Императорского Русского технического и Русского фотографического обществ. Внёс значительный вклад в развитие фотографии и кинематографии. Пионер цветной фотографии в России, создатель «Коллекции достопримечательностей Российской империи».

    [url=http://itmages.ru/image/view/976053/d41d8cd9][img]http://storage7.static.itmages.ru/i/13/0409/h_1365497360_1985589_d41d8cd98f.jpg[/img][/url]

    [B]Автофото у реки Скурицхали,1912[/B]

    Вы не можете благодарить!
    Последний раз редактировалось sydiya; 09.04.2013 в 13:12.

  2. #2
    Теоретик Аватар для sydiya
    Регистрация
    18.08.2012
    Сообщений
    830
    Promo (¢)
    4,333
    Благодарности
    Получено: 728
    Отправлено: 377

    Продолжение

    Основателем рода Прокудиных-Горских считается татарский князь (Мурза Муса), выехавший из Золотой Орды со своими сыновьями. На Руси он принял православие и получил имя Петр. В 1380 г. он под знаменем Дмитрия Донского сражался на Куликовом поле и потерял в той великой битве всех сыновей. Однако род не прервался на этом, по семейному преданию, Великий князь Дмитрий Иванович оценив преданность и храбрость Петра, отдал ему в жены одну из княжон династии Рюриковичей, которую звали Мария, а также наделил "вотчиной, Гора называемой". Отсюда и пошла фамилия Горский.

    Внук Петра Горского Прокопий Алферьевич был прозван Прокудой, отчего потомки его и стали именоваться*Прокудиными-Горскими.
    Столетиями этот славный род служил России, можно долго перечислять его заслуги: воеводы, дипломаты, герои Аустерлица, участники ополчения 1812 г. и обороны Севастополя в Крымскую войну, первый киржачский предводитель дворянства, а чего стоит имя Михаила Ивановича Прокудина-Горского (1744-1812) – одного из первых русских писателей-драматургов!

    *Сергей Михайлович Прокудин-Горский родился 18 (по новому стилю – 30) августа 1863 г. в фамильном имении Фуникова Гора и был крещен спустя два дня в церкви Михаила Архангела Архангельского погоста. Церковь эта сохранилась и сейчас понемногу возрождается.
    О первых 20 годах жизни С. М. Прокудина-Горского пока нет практически никаких сведений. О начальном образовании Сергея также ничего не известно, возможно, оно было домашним. Когда мальчик подрос, его отправили воспитываться в Петербург, в знаменитый Александровский лицей, откуда его через три года по какой-то причине забрал отец.

    После оставления Александровского лицея Прокудин-Горский с октября 1886 по ноябрь 1888 г. слушал лекции по естественному разделу на физико-математическом факультете Санкт-Петербургского университета. Есть сведения, пока ещё не подтвержденные документально, что будущий пионер цветной фотографии был учеником самого Дмитрия Менделеева. Действительно, в период учебы Прокудина-Горского в Петербургском университете Менделеев заведовал там лабораторией.

    *В книге Роберта Оллсхауза «Фотографии для царя» ("Photographs for the Tsar", 1980 г.), в которой изложена самая первая версия биографии Сергея Михайловича есть следующий пассаж: «В 1922 г., в своих биографических записках, он с гордостью вспоминал о своих занятиях с Менделеевым, упоминая, как тот в 1887 г., в возрасте 53 лет, совершил одиночный полет на воздушном шаре для наблюдения солнечного затмения».
    К сожалению, в 1980 г. по нелепому требованию издательства из книги были удалены все ссылки на источники, а сегодня, спустя 30 лет, автор уже не может вспомнить, где нашел эти «биографические записки» 1922 г. Больше ни один исследователь жизни Прокудина-Горского их не видел! Тем не менее, в России факт одиночного полета Менделеева на воздушном шаре в 1887 г. хорошо известен, и именно на этот период пришлась недолгая учеба Прокудина-Горского в Петербургском университете (о чем Оллсхауз не знал). Придумать такое невозможно, значит, биографические записки 1922 г. реально существовали и их ещё предстоит найти.

    Я не буду вас утомлять описанием полной биографии Сергея Михайловича. Кому интересно может почитать в википедии или на сайтах посвященных жизни этого выдающегося человека.
    Остановлюсь на основных моментах.


    В 1890 г. Прокудин-Горский женится на Анне Александровне Лавровой (1870-1937) – дочери известного металловеда, одного из основателей отечественного сталепушечного производства, активного члена Императорского Русского Технического Общества, генерал-майора артиллерии Александра Степановича Лаврова (1836-1904), и поселяется в Гатчине, где у него рождаются дети Дмитрий (1892), Екатерина (1893) и Михаил (1895).


    Вот тот ребенок, который по середине, в белой шляпе видимо Дмитрий. Из-за особенностей детской одежды в 1900 году (год в котором сделана фотография), я думал поначалу что это девочка.

    В 20 век Прокудин-Горский вступает с новой страстью, которая принесет ему мировую славу – цветная фотография, передача на снимке натуральных красок окружающего мира!

    Здесь надо сделать небольшое отступление в историю. Ещё в 1861 г., в год отмены крепостного права в России, английский физик Джеймс Клерк Максвелл провел удивительный эксперимент: снял пеструю ленту три раза через зеленый, красный и синий фильтры. Освещая затем полученные негативы через те же фильтры, ему удалось получить цветное изображение – первую в мире цветную фотографию.

    Вот так она выглядела -



    Как видите не очень, трудно даже понять что это лента с каким то бантом.

    Этот способ получил название «цветоделение» и потребовалось ещё 40 лет упорного труда лучших европейских ученых, в том числе и Прокудина-Горского, чтобы эта технология позволила правильно передавать все натуральные цвета, улавливая их малейшие оттенки. Для этого стеклянные пластины потребовалось покрывать специальной эмульсией сложного состава, делающей их одинаково чувствительными ко всему цветовому спектру.
    Над этой задачей Прокудин-Горский трудился в 1902 г. в лаборатории Высшей технической школы в Шарлоттенбурге близ Берлина под руководством другого выдающегося ученого – профессора Адольфа Мите (1862-1927), в то время главного специалиста по методу цветоделения.

    Уже в 1901 г. этому немцу удалось сконструировать камеру для цветной съемки, а 9 апреля 1902 г. А.Мите демонстрировал свои цветные фотографии королевским особам. Таким образом, техническая база для создания фотографических «картин в натуральных красках» была создана.

    Однако в итоге, как писали потом в русской прессе, «ученик превзошел учителя». Используя свой незаурядные познания в химии, Прокудин-Горский создал свой рецепт эмульсии, обеспечивший наиболее совершенную на тот момент цветопередачу, т.е. полную натуральность красок.

    В 1903 г. лучшие германские фирмы «Гёрц» и «Бермполь» строят по чертежам А. Мите для Прокудина-Горского специальное оборудование для цветной съемки и проекции полученных цветных изображений. Уже тогда Прокудин-Горский мог печатать свои цветные фотографии в весьма приличном качестве в виде открыток и книжных иллюстраций, но их подлинная красота и качество раскрывались только путем проекции изображения непосредственно с пластины на большом экране. Во время первых демонстраций таких слайдов (говоря современным языком) в Петербурге и Москве зимой 1905 г. зрители не могли скрыть своего изумления и восторга от увиденного, вставали с мест и устраивали автору бурные овации.

    В России началась эра цветной фотографии!

    Вы не можете благодарить!
    Последний раз редактировалось sydiya; 09.04.2013 в 14:19.

  3. #3
    Теоретик Аватар для sydiya
    Регистрация
    18.08.2012
    Сообщений
    830
    Promo (¢)
    4,333
    Благодарности
    Получено: 728
    Отправлено: 377

    Продолжение

    Едва получив в своё распоряжение оборудование и фотоматериалы, Прокудин-Горский спешит запечатлеть в «натуральных красках» свою необъятную страну со всеми её многочисленными достопримечательностями и красивыми уголками.

    Точна дата начала цветных съемок Прокудина-Горского в Российской империи пока не установлена документально, но можно с высокой степенью уверенностью утверждать, что первое путешествие с целью цветной фотосъемки он совершил уже в сентябре-октябре 1903 г., запечатлев осенние красоты Карельского перешейка, Сайменского канала и Сайменского озера.

    Вот одна из этих фотографий



    К сожалению, мы почти ничего не знаем о самом раннем периоде «коллекции достопримечательностей» в натуральных цветах, восстанавливать её хронологию и географию приходится по весьма отрывочным сведениям.
    Известно, что уже в апреле 1904 г. Прокудин-Горский отправляется в один из самых труднодоступных уголков европейской части России – грозные дагестанские горы, где снимает знаменитые аул Гуниб (родина Шамиля) и окрестные ущелья и селения, а также типы местных жителей. До сего дня остается загадкой, кем и с какой целью была организована эта дальняя экспедиция.


    Аул Шамиля.


    Дагестан. Лезгин.
    Мы настолько привыкли к обилию фотографий в наше время, что не обрашаем внимания на детали, а зря. Вот присмотритесь к медали на правой стороны груди у лезгина.

    Это за «За беспорочную службу в полиции» . То есть по сути это полицейский.

    Летом 1904 г. Прокудин-Горский снимает южные красоты Черноморского побережья (Гагры и Новый Афон), потом будут колоритные малороссийские хутора в Курской губернии, белоснежные зимние пейзажи у себя на даче под Лугой.
    Условий для съемки – почти никаких. Для смены кассет соорудил самодельную походную палатку. Денег на съемку тоже не хватает.
    После первого успеха своих цветных проекций на публичных показах фотограф задумывается, как дальше использовать столь замечательное изобретение? Безусловно, оно должно приносить какой-то доход, тем более, что пока в России он, пионер цветной фотографии, является абсолютным монополистом.

    Ответ вроде бы лежит на поверхности: в ту пору единственным способом массового распространения фотографии были открытки, которые действительно расходились неплохими тиражами. К тому же мастерская-фотоцинкография на Подъяческой, 22 давно освоила их производство, в т.ч. и в цвете.
    Весной 1905 г. Прокудин-Горский обращается к Общине Святой Евгении (петербургский Красный Крест) с проектом запечатлеть в цвете пол-России и издать эти снимки в виде первых в истории нашей страны цветных фотооткрыток. Получает от общины аванс на это предприятие и снова отправляется в путь, не обращая внимания на начавшийся революционный хаос!
    За короткий срок сняты более 300 видов Петербурга, Киева, Курска, Севастополя (в т.ч. броненосец Потемкин!), почти весь Крым, Новороссийск, Сочи, Гагры. На очереди съемка Москвы, Одессы, Харькова, Риги, Ревеля, Пскова.
    И тут фотографа постигает первый жестокий удар истории: из-за полного расстройства экономики в стране Община Святой Евгении не в состоянии оплатить его работу и договор растрогается. Почти весь отснятый материал после этого бесследно исчезает!



    Открытка Прокудина-Горского с видом Киева. 1905 год.

    Вы не можете благодарить!
    Последний раз редактировалось sydiya; 09.04.2013 в 15:20.

  4. #4
    Теоретик Аватар для sydiya
    Регистрация
    18.08.2012
    Сообщений
    830
    Promo (¢)
    4,333
    Благодарности
    Получено: 728
    Отправлено: 377

    Продолжение

    На какое-то время Сергей Михайлович прекращает свои фотоэкспедиции.
    В 1906-1908 гг. он занят популяризацией своих достижений в области цветной фотографии, участием в научных конгрессах, преподавательской и издательской работой, редактированием журнала «Фотограф-любитель». Он часто выезжает в Европу, где в 1906 г. делает большую серию цветных снимков Италии этюдного характера.



    Итальянки. 1906 год.

    Ещё многие месяцы прошли в повседневных заботах: Прокудину-Горскому надо было заниматься семейными делами, научной работой, преподаванием, редактированием журнала, руководством своей фотомеханической мастерской, участвовать в общественной жизни, выставках, конгрессах, съездах, показывать свои проекции, и т.д., и т.п.
    Но всё это время мысль о великом предназначении цветной фотографии не оставляет его, он ищет возможности её применения.
    Весной 1908 г. у Прокудина-Горского рождается идея сделать цветной фотопортрет своего самого выдающегося современника – писателя Льва Толстого, отмечающего свой 80-летний юбилей. Разрешение на съемку получено и 22-23 мая Прокудин-Горский проводит в Ясной Поляне, где создает, наверное, самый знаменитый фотопортрет в истории России, а также запечатлевает для потомков виды усадьбы.



    Л.И.Толстой 1908 год

    Напечатанный в виде открыток, журнальных иллюстраций и «настенных картин» этот портрет разошелся по всей стране, а вместе с ним – и слава о «мастере натурального цвета».

    Его всё чаще приглашают для демонстрации своих чудесных проекций на вечера, где собирается высшее общество. Его творчеством заинтересовался один из Великих князей. Осенью 1908 г. Прокудин-Горский по приглашению императрицы Марии Фёдоровны совершает поездку на виллу Романовых в пригороде Копенгагена.



    Вид с императорской виллы близ Копенгагена, 1908 г.

    А затем… на аудиенцию его приглашает сам Государь Император. Это был звездный билет и Прокудин-Горский не упускает своего шанса.
    3 мая 1909 г. состоялась судьбоносная встреча с царем, подробно описанная фотографом в своих воспоминаниях 1932 г.
    Очарованный показанными цветными снимками, Николай II предоставляет Прокудину-Горскому необходимые транспортные средства и дает разрешение снимать в любых местах, с тем, чтобы фотограф мог запечатлеть «в натуральных красках» все основные достопримечательности Российской империи от Балтийского моря до Тихого океана.

    Всего запланировано за 10 лет сделать 10.000 снимков. Эти уникальные фотоматериалы Сергей Михайлович хотел использовать, прежде всего, для целей народного просвещения – установить в каждом училище проектор и показывать на цветных слайдах-диапозитивах подрастающему поколению всё богатство и красоту бескрайней страны.
    Этот новый учебный предмет должен был называться «Родиноведение»!

    Уже через несколько дней после встречи с царем Прокудин-Горский отправляется в первую экспедицию своего нового проекта – по Мариинскому водному пути от Петербурга почти до самой Волги, съемка приурочена к 200-летнему юбилею открытия этой водной магистрали. Осенью того же 1909 г. делается съемка северной части промышленного Урала. В 1910 г. Прокудин-Горский совершает два путешествия по Волге, запечатлев её от самых истоков до Нижнего Новгорода. В промежутке, летом, он снимает южную часть Урала.



    Учебная пожарная тревога на пароходе «Шексна», на котором Прокудин-Горский путешествовал по Мариинской системе. 1909 год

    Летом 1911 г. снимаются многочисленные памятники старины в Костроме и Ярославской губернии. К предстоящему юбилею 1812 г. запечатлены места вокруг Бородино. Весной и осенью 1911 г. фотограф успевает ещё дважды посетить Закаспийскую область и Туркестан, где впервые в истории опробовал цветную киносъемку!
    Не менее насыщенным стал и 1912 г. – с марта по сентябрь Прокудин-Горский совершает две фотоэкспедиции на Кавказ, снимает Муганьскую степь, предпринимает грандиозную поездку по планируемому Камско-Тобольскому водному пути, проводит обширные съемки местностей, связанных с памятью об Отечественной войне 1812 г. – от Малоярославца до литовской Вильны, фотографирует Рязань, Суздаль, строительство Кузьминской и Белоомутовской плотин на Оке.
    Однако в самый разгар проект по запечатлению России в цвете неожиданно прекращается по не вполне понятным причинам.
    По наиболее убедительной версии у фотографа просто кончились средства, так как вся работа, кроме транспортных расходов, производилась за его личный счет.
    С 1910 г. Прокудин-Горский вел переговоры с правительством о приобретении его уникальной коллекции в государственную казну, чтобы обеспечить финансирование дальнейших экспедиций. После долгих рассмотрений его предложение получило поддержку на самом высоком уровне, но в итоге … всё закончилось ничем и коллекция так и не была выкуплена.

    Возможно, именно ввиду финансовых проблем с 1913 г. Прокудин-Горский всё больше внимания уделяет предпринимательской деятельности, делая особый упор на привлечение к своим проектам крупных капиталистов. В январе 1913 г. он учреждает товарищество на вере под фирмою «Торговый дом С.М.Прокудин-Горский и К0».

    В марте 1914 г. организуется Акционерное общество «Биохром» (услуги по цветной фотографии и по печатанию фотографий) с основным капиталом в 2 миллиона рублей, которому передаётся вся собственность «Торгового дома». Прокудин-Горский с весьма скромным пакетом акций входит в состав правления. Вероятно, в качестве своего вклада в уставный капитал он передает «Биохрому» права на свою коллекцию снимков.
    В 1913-1914 гг. Прокудин-Горский со всей присущей ему страстью занимается созданием цветного кинематографа, патент на который он получает совместно со своим коллегой и компаньоном Сергеем Олимпиевичем Максимовичем.



    Неутомимые изобретатели поставили перед собой задачу создать такую систему цветного кино, которую можно будет использовать в широком прокате, без чего был невозможен коммерческий успех этого предприятия. Летом 1914 г. во Франции было построено всё необходимое оборудование для съемки и показа цветных фильмов, но дальнейшему развитию этого нового проекта помешала начавшаяся Первая мировая война. Ни одна из экспериментальных цветных кинолент Прокудина-Горского, включая съемку выхода царской процессии в 1913 г., до сих пор не найдена.

    Как писал в своих воспоминаниях 1932 г. сам Сергей Михайлович, с наступлением войны ему пришлось отдать свой специально оборудованный вагон, а самому заниматься цензурой прибывающих из-за границы кинематографических лент, обучением съёмкам с аэропланов русских летчиков.



    Военный самолет Первой Мировой войны.

    К 1915 г. относится ещё одно интересное событие в творческой биографии Прокудина-Горского – создание двух замечательных юбилейных фотопортретов великого русского певца Федора Шаляпина, который был запечатлен в сценических костюмах Мефистофеля и Бориса Годунова. Эти снимки были опубликованы сразу в нескольких изданиях, благодаря чему мы можем любоваться ими, несмотря не бесследно исчезнувшие негативы.


    Вы не можете благодарить!
    Последний раз редактировалось sydiya; 09.04.2013 в 16:28.

  5. #5
    Теоретик Аватар для sydiya
    Регистрация
    18.08.2012
    Сообщений
    830
    Promo (¢)
    4,333
    Благодарности
    Получено: 728
    Отправлено: 377

    Продолжение

    После Октябрьской революции 1917 г. Прокудин-Горский ещё несколько месяцев продолжал вести активную деятельность в России: вошел в состав оргкомитета Высшего института фотографии и фототехники, в марте 1918 г. демонстрировал свои снимки в Зимнем дворце для широкой публики в рамках «Вечеров цветной фотографии», организованных по инициативе Внешколькного отдела Наркомпроса РСФСР.
    Со вступительным словом перед показом выступил сам нарком Луначарский, который оказался большим знатоком и ценителем цветной фотографии.

    Вообще, надо признать что знания и опыт Сергея Михаловича действительно были востребованы новой властью, прежде всего, как крупнейшего специалиста по цветной печати. 25 мая 1918 г. глава советского правительства В. И. Ленин дал указание о включении Прокудина-Горского в состав коллегии Экспедиции по заготовлению государственных бумаг. Прокудинская типография на Б. Подъяческой, 22 теперь получала заказы от советских властей.
    Например, в том же 1918 г. издательство «Коммунистъ» заказывало там клише для книги В. М. Величкиной «Швейцария».
    В августе 1918 г. Прокудин-Горский по поручению Наркомпроса отправился в командировку в Норвегию с целью закупки проекционного оборудования для низших школ. Быть может, у мастера в тот момент возникла надежда, что новая власть позволит ему осуществить мечту, так и не сбывшуюся при царском режиме – чтобы его цветные снимки увидели миллионы школьников и студентов по всей России? Но ему уже было не суждено вернуться на Родину. Начинавшаяся в стране гражданская война делала практически невозможной дальнейшую работу в области цветной фотографии и кино. Командировка превратилась в эмиграцию.

    В мае 1919 г. Прокудину-Горскому удалось собрать в Норвегии группу для продолжения работы над цветным кинематографом. Однако приготовления столкнулись с огромными трудностями, т.к., как писал впоследствии сам фотограф, «Норвегия является страной, совершенно не приспособленной для научно-технических работ».
    Поэтому в сентябре 1919 г. он перебрался из Норвегии в Англию, где продолжил работу по созданию цветного кино. Всю аппаратуру приходилось делать заново, буквально «на коленке», так как денег катастрофически не хватало. Привлеченные к проекту местные компаньоны не отличались ни щедростью, ни надежностью. К тому же на пятки наступали конкуренты – цветной кинематограф в Европе к началу 1920-х гг. активно осваивали уже несколько фирм, хотя до его широкого коммерческого применения оставалось всё ещё далеко.



    Лондон 1919 год

    С 1921 г. и до самой смерти в 1944 г. Прокудин-Горский жил во Франции, куда в 1923-25 гг. из России перебрались члены его семьи. Последними, в марте 1925 г., из СССР выехали его первая жена и дочь Екатерина со своим сыном Дмитрием. В 1920 г. Сергей Михайлович женится на своей сотруднице Марии Федоровне Щедриной; в 1921 г. у них родилась дочь Елена.

    Работа по созданию цветного кино к 1923 г. окончательно потерпела финансовый крах. К этому моменту относится идея переезда в Соединенные Штаты для продолжения работы, но по какой-то причине она осталась нереализованной (возможно, из-за болезни Сергея Михайловича). Ученому-эмигранту оставалось только заняться со своими сыновьями привычным фоторемеслом, чтобы хоть как-то прокормиться в чужой стране.

    А что же стало с его знаменитой коллекцией?

    После отъезда Прокудина-Горского за границу в 1918 году его коллекция некоторое время продолжала оставаться в Советской России, пока в 1923 году первая жена и его младший сын Михаил не получили разрешения на вывоз. Помимо изъятых снимков стратегического характера (мосты, шлюзы, военное производство), не удалось вывезти значительную часть других фотопластин (вероятно, из-за громоздкости фотоархива).
    Судьба оставшейся в России части коллекции до сих пор остается неизвестной. Может и лежит где то в запасниках, хотя скорее всего погибла.Ещё некоторое количество негативов было утрачено во Франции из-за плохих условий хранения.

    Первое упоминание о нахождении коллекции во Франции относится к концу 1931 г., когда начался её показ соотечественникам-эмигрантам. В 1932 г. была составлена записка о коммерческой эксплуатации коллекции, которая перешла в собственность сыновей Прокудина-Горского Дмитрия и Михаила. Предполагалось закупить новый проекционный аппарат (взамен оставленного в России) и проводить демонстрации снимков в цвете, а также издавать их в виде альбомов. По всей видимости, осуществить этот замысел не удалось, скорее всего, из-за банального отсутствия необходимых средств.

    До 1936 г. Прокудин-Горский выступал с лекциями на различных мероприятиях русской общины во Франции, демонстрируя свои снимки, в том же году он опубликовал свои воспоминания о встрече со Львом Толстым в Ясной Поляне.
    Скончался Сергей Михайлович 27 сентября 1944 г. в «Русском доме» на окраине Парижа, вскоре после освобождения города союзниками. Его могила находится на русском кладбище в Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем.



    Его коллекцию, пролежавшая все годы оккупации в сырых парижских подвалах, была продана наследниками в 1948 г. Библиотеке Конгресса США. На несколько десятилетий о ней, казалось, совсем забыли. Лишь в 2001 г. все снимки были отсканированы, выложены в Интернет и стали культурным достоянием человечества.
    Благодаря глобальной компьютерной сети в начале 21 века состоялось триумфальное возвращение Прокудина-Горского на Родину.

    Всего в коллекции библиотеки Конгресса США есть около 2600 фотографий Прокудина-Горского. В том числе есть 1902 негатива цветных фотографий Правда, некоторые фотографии (вероятно, около 10 - 15 шт.) представляют собой повторные снимки.

    Для тех кто силен в буржуйском языке можете перейти на страницу посвященную Сергею Михайловичу, на сайте библиотеки Конгресса США - http://www.loc.gov/pictures/collection/prok/

    Для остальных же рекомендую полную базу данных цветных изображений С.М. Прокудина-Горского (1902 фотографии) на *сайте лаборатории цифровых технологий в реставрации Научного совета по кибернетике Российской Академии Наук и реставрационного центра «Реставратор-М» - http://www.prokudin-gorsky.ru/database.php3?first=0

    При написании сего материалы были использованы материалы с сайтов:
    Сайт библиотеки Конгресса США
    Открытый исследовательский проект «Наследие С. М. Прокудина-Горского»
    Сайт лаборатории цифровых технологий в реставрации Научного совета по кибернетике Российской Академии Наук и реставрационного центра «Реставратор-М»
    Википедия -"Сергей Михайлович Прокудин-Горский"
    НАРОДНЫЙ ПРОЕКТ по воcстановлению фотографий Сергея Михайловича Прокудина-Горского
    Проект "Наследие С.М. Прокудин-Горский"



    Будет и вторая часть в основном посвященная сравнением тех мест которые фотографировал Прокудин-Горский с современными фотографиям, запечатлевшими те же места, с тех же ракурсов. Это интересно, не отключайтесь.

    Вы не можете благодарить!
    Последний раз редактировалось sydiya; 09.04.2013 в 17:00.

  6. #6
    Administrator Аватар для Marmelika
    Регистрация
    08.12.2011
    Сообщений
    3,620
    Promo (¢)
    22,280
    Благодарности
    Получено: 2,561
    Отправлено: 3,849
    sydiya, огромное тебе спасибо за такой интересный экскурс в российскую фотографию!
    Я даже и не предполагала, что цветное фото зародилось так рано, и тем более никогда не видела этих кадров.

    Вы не можете благодарить!

Ваши права

  • Вы не можете создавать новые темы
  • Вы не можете отвечать в темах
  • Вы не можете прикреплять вложения
  • Вы не можете редактировать свои сообщения
  •