Когнитивный баланс и трейдинг
Страница 1 из 4 1 2 3 4 ПоследняяПоследняя
Показано с 1 по 10 из 33

Тема: Когнитивный баланс и трейдинг

  1. #1
    j16trader
    Регистрация
    03.07.2012
    Сообщений
    4,353
    Благодарности
    Получено: 3,528
    Отправлено: 1,156

    Когнитивный баланс и трейдинг

    Мы много говорим о психологии трейдинга, о некоторых ее аспектах больше, о некоторых меньше. Из всего, что уже сказано и что нам известно, можно с уверенностью заключить, что вопрос психологии трейдинга является настолько важным, что едва ли возможно переоценить. И вот, я хотел бы вновь затронуть некоторые любопытные моменты, о которых мы наверное меньше говорим, чем оно того стоило бы и которые также нуждаются в рассмотрении.

    В подтверждение слов о важности психологии в торговле, является всем известный факт, а именно, что самым слабым звеном в любой торговой стратегии, является сам трейдер. С моей точки зрения, это настолько очевидно что даже не нуждается в экспериментальном подтверждении. Дайте одну прибыльную стратегию дестяти различным людям с разными индивидуальными особенностями и торговым опытом и вы получите совершенно разный результат. Пусть какая бы ни была прибыльная и профитная стратегия, человек своими действиями очень легко может с ее помощью, спустить все свои деньги.

    Говоря о причинах данного печального феномена, мы обычно упоминаем о азарте, страхе, жадности, излишней эмоциональности и прочем. Стандртный набор. И это все действительно так. Вот только с моей точки зрения и страх и жадность и эмоциональность это уже больше следствие. Причины данных состояний находятся глубже.

    Ведь никто не задумывается, а почему человек испытывает все это так остро именно в отношении торговли? Тот, кто знаком с психологией, ответит, ну потому что во-первых, тут задействованы приоритеты человека в сфере материальных ценностей – сюда и страх потерь и желание быстро обогатится и возникновение азарта т.д. Во-вторых, ответственность – чувство ответственности за собственное будущее тоже может провоцировать страх. В-третьих, приоритеты в сфере личностной компетентности, что напрямую связано с самооценкой и собственной «Я-конценпцией». Все это базовые вещи.

    Хорошо, согласен. Но, человек, который водит например автомобиль, а тем более, какой-нибудь троллейбус - когда он отвечает не только за себя, но и за сотни других людей… Там есть все то же, что и в трейдинге - и материальные ценности, и личностная компетентность и все остальное. Или летчик… еще куда более экстремально, не правда ли?…

    Но ведь трудно представить например ситуацию, что летчик разбивает 5 самолетов подряд в течении 3-х лет и дальше продолжает летать. Или водитель сотвориший пару десятков фатальных аварий… Но в трейдинге люди сливают годами по десятку счетов, по многу денег и все равно продолжают… В чем же загадка?

    Вот задумывался я не раз об этом и пришел к кое-каким выводам, которыми, собственно, и решил поделиться..

    Чтобы понять, нужно немножко углубиться в понятия. В самом начале, я употребил такое словосочетание - «трейдерская деятельность». Что значит трейдреская деятельность? Это сфера взаимодействия субъекта, т.е. трейдера с объектом т.е. рынком. Чтобы данное взаимодействие было эффективным (читай, деятельность была успешной), нужно максимальное соответствие субъекта деятельности с объектом. А чтобы появилось это соответствие, нужно во-первых, разобраться в свойствах того и другого, и во-вторых, свести их к консенсусу если можно так выразится…

    И вот тут то, мы получаем крайне любопытную особенность. Рынок очень неустойчивая и изменчивая среда, среда неопределенности и, в большей части, хаоса. Человек же, к сожалению, по своей сути, весьма неподходящее создание для такой среды. И тому есть причины.

    В психологии существует фундаментальное положение, разработанное в теории когнитивного (структурного) баланса Ф.Хайдера. Данная теория гласит, что одной из самых важных детерминант поведения человека и его психологии является соответствие представляемого или ожидаемого действительному. А наряду с этим, стремление к упорядоченному, четко разложенному по полочкам восприятию и пониманию окружающей действительности. Вот когда есть все эти условия это и называется структурным или когнитивным балансом. В обратном случае, возникает когнитивный дисбаланс. Именно из-за него человек испытывает психологическое напряжение и стресс. Я приведу слова Хайдера:
    «Понятие сбалансированного положения означает ситуацию, в которой воспринимаемые единицы и эмоции сосуществуют без стресса, поэтому нет давления к изменению ни когнитивной организации, ни эмоциональных проявлений».
    Когда же вот эти "воспринимаемые единицы" вызывают дисбаланс автоматически включается механизм когнитивной атребуции, т.е. чему-то непонятному мы начинаем искать объяснения и структурировать это исходя из своего жизненного опыта при чем не важно, будет ли соответствовать данное объяснение реальности или нет, главная задача нашей психики будет заключаться в восстановлении баланса. Чтобы избавится от стресса, нужно или делать когнитивное переструктурирование или избегать ситуации которая вызывает дисбаланс (что чаще всего люди и делают).

    Мы не будем заниматься когнитивной терапией, а сделаем простой и логичный вывод. Поскольку рынок является, неопределенной средой, значит к нему крайне трудно приспособится и адаптироваться а иначе выражаясь, трудно создать поле эффективного взаимодействия. Почему? Потому что очень сложно составить верное предположение о рынке, которое оправдывалось бы в большем количестве случаев, чаще всего наше предположение будет несовпадать с действительным поведением рынка.

    Другими словами, согласно данной теории, попасть в ситуацию соответсвтия, ну просто мега сложно. А значит, все что остается – когнитивный дисбаланс с последующей атребуцией. Добавить к этому неизбежные потери, и мы получим хороший букет не слабых стрессогенов.

    Кстати, теперь я надеюсь, стало ясно почему например успешным водителем или пилотом (или скажем даже так, не успешным, а просто нормальным) быть легче чем трейдером? Потому что там меньше переменных и больше определенности, а значит быстрее и легче сформировать готовность к необходимым действиям. Выполняя одни и те же операции, мы получаем один и тот же ожидаемый результат. В отличие от рынка, когда одни и те же действия в прошлом и аналогчные в настоящем в казалось бы в одних и тех же условиях могут давать разный результат, иногда даже противоположный. Ведь в рынок каждую секунду поступает новая информация способная его изменить. Предвидеть, охватить всю эту информацию просто невозможно, а не то что уж правильно интерпретировать да еще успеть верно среагировать. Никогда ничего не известно наверняка - данное свойство, я бы сказал, самое уникальное и характерное свойство рынка…

    Вот если провести аналогию, чтоб было более понятно, то представьте, что водитель ведет автомобиль по одной и той же дороге с одной и той же скоростью, совершая одно и тоже количество переключения передач, и прочий набор необходимых, но что главное, аналогичных действий, с целью попасть в какую-то точку, и каждый раз, не смотря на все это, он оказывается в разных местах. Чтобы испытывал данный водитель? Совершенно очевидно – дискомфорт, а если в рамках нашей теории, когнитивный дисбалланс. Его психика вряд ли смогла бы нормально функционировать.

    И что интересно это еще не все. Есть еще одно обстоятельство, не менее любопытное, которое именно в отношении трейдинга способно усилить феномен атребуции. Оно кроется в природных, врожденных свойствах человеческого восприятия. А именно, - гештальт. Что такое гештальт, можно почитать в интернете. Но я ограничусь необходимым для ясности изложения мысли. Гештальтпсихология это направление занимающееся вопросами закономреностей и принципов восприятия, они открыли несколько законов, среди которых, два из них для нас будут крайне любопытны.
    1. Наше восприятие всегда стремиться из воспринимаемого составить целостную упорядоченную структуру или форму (которую они собственно и назвали гештальтом). Даже в каких-то отдельных несвязанных между собою частях человек найдет что-то общее и выстроит их в что-то целое.
    2. Феномен «фигуры и фона» который заключается в том, что из воспринимаемого целого человек выделяет что-то как более важное (фигуру) а что-то как менее (фон).

    И что же из этого всего следует? А то, что на рынке, который, как мы сказали, является неустойчивой и неопределенной средой мы воспринимаем информацию визуально. Т.е. наша склонности найти хоть какой-то баланс усилиться гештальтом. Другими словами, – находясь в нестабильной среде, смотря на графическое отображение изменений котировок (которое само по себе безструктурно) мы будем пытаться построить из этого какую-то логичную картину, лишь бы она казалась более понятной, а так же, выделять одни участки как более важные и значимые, чем другие (феномен фигуры и фона) – хотя с рациональной т.зрения это полный абсудр. Почему какой-то участок более важный, чем любой другой? Но что поделать такова особенность человеческого восприятия.

    За примерами не нужно далеко ходить - это поиск причин произошедшего на рынке пост фактум. Когда случилось какое-либо сильное неожиданное ни для кого движения, как сразу же большое количество людей объясняют произошедшее при чем все по-разному (но почему вы вчера об этом ничего не говорили?). Да и сами рефлекторно задаемся вопросом – а что случилось? Или рисование разных фигур на графике - голов с плечами, идеальных линий, прямогульников, треугольников, разных зверюшек и прочего. Заметьте, я не говорю сейчас что это плохо или хорошо. Я просто отмечаю что это проявление данного феномена - придавание структуры и узнаваемости бесструктурному и попытка из непонятного сделать понятное. Возможно даже потому всякие такие фигуры и появляются на графике время от времени, подчиняясь данному феномену. Ведь другие трейдеры такие же люди. Кто знает…

    В общем, в первой части вопроса - о свойствах субъекта и объекта мы разобрались. Вы скажете, хорошо, ну и что с этим всем делать?
    Что с этим делать и как быть, универсального ответа дать нельзя. Делать нужно все то, что и так известно - ограничение убытков, соблюдение правил торговли, и т.д. Чтобы перестроить свою психику в корне понадобится много времени и практики. Цель данного поста не ответить на вопросы а возможно наоборот поставит их, чтобы лишний раз напомнить, что трейдинг занятие очень сложное, не стоит легкомысленно к этому относится. В первую очередь, в силу того, того человек эволюционно, по своей сути к ней неприспособлен. Инстинкт самосохранения, который выражается в том числе, в восприятии неопределенности и неоднозначности как угрозы. А в момент угрозы мы испытываем страх - свойство мобилизующие силы организма для защиты или для нападения. Но отнюдь не для рациональных решений… Вот отсюда и растут наши эмоции при торговле.

    Так что такие вот дела...

    Но в качестве эпилога, возможно несколько кратко и обобщенно я бы вот что сказал не претендуя конечно на истину в последней инстанции. Все-таки не нужно пытаться прогнозировать рынок, особенно далеко наперед. Денег вряд ли от этого больше заработаешь, а вот поводов для невроза добавиться. Приучить себя к мышлению вероятностями. Найти тот участок рынка который максимально поддается вашему пониманию и работать только с ним, и конечно желательно все это подтверждать не только субъективными догадками но и объективными методами (тестирование, проверка и пр.). Не превращать свой график все-таки в полотна Пикассо, Рембрандта и прочих великих художников, занимаясь излишним рисованием и чертежами - оно вряд ли будет соответствовать действительности это лишь игра воображения которое подчиняется упомянутым нами психологическим законам. Пытаться рефлексировать и пропускать через фильтр критики свои же мысли и соображения. Не охотится за отдельно взятыми паттернами самими по себе вырывая их из общего контекста. Возможно для некоторых спасением будет только автоматическая система с готовыми решениями и при вашем минимальном участии.
    Кто еще что добавит, добро пожаловать...

    Вы не можете благодарить!



  2. #2
    j16trader
    Регистрация
    03.07.2012
    Сообщений
    4,353
    Promo (¢)
    0
    Благодарности
    Получено: 3,528
    Отправлено: 1,156
    Ну и что, неужели ни у кого нету никаких идей, соображений, комментариев по этому поводу? Критики в конце концов?
    Или так заумно назвал тему, что непонятно о чем флудить?
    А читать такой длинный пост конечно же лень...

    Вы не можете благодарить!
    Последний раз редактировалось raekwon; 02.09.2013 в 17:39.



  3. #3
    Теоретик Аватар для Creatiff
    Регистрация
    15.08.2012
    Сообщений
    2,658
    Promo (¢)
    810
    Благодарности
    Получено: 271
    Отправлено: 99
    У меня с вождением другие ассоциации. Например, каждый день новая дорога, хотя правила те же, но при этом водитель будет ощущать некоторый дискомфорт. Еще более тяжела неизвестная дорога ночью. Вот такие у меня ассоциации с форексом. Каждая новая сделка - новая дорога, (хотя для кого-то и картина Пикассо), причем конечные точки не всегда известны - это какой-то геокешинг.

    Вы не можете благодарить!

  4. #4
    j16trader
    Регистрация
    03.07.2012
    Сообщений
    4,353
    Promo (¢)
    0
    Благодарности
    Получено: 3,528
    Отправлено: 1,156
    Цитата Сообщение от Creatiff Посмотреть сообщение
    У меня с вождением другие ассоциации. Например, каждый день новая дорога, хотя правила те же, но при этом водитель будет ощущать некоторый дискомфорт. Еще более тяжела неизвестная дорога ночью. Вот такие у меня ассоциации с форексом. Каждая новая сделка - новая дорога, (хотя для кого-то и картина Пикассо), причем конечные точки не всегда известны - это какой-то геокешинг.
    Вы не совсем верно поняли суть. Вы говорите о меняющихся условиях, которые есть в любой деятельности, но эти условия всегда определённы. Тут уже вопрос адаптации. Водитель знает заранее, что будет ночь (включит фары, выспится днем и т.д.) или что будет новая дорога (он изучит маршрут по карте), т.е. он сможет подготовиться. А здесь речь идет о таком свойстве среды как неопределенность где сколько бы ты не готовился существует лишь вероятность...

    Вы не можете благодарить!



  5. #5
    Новичок Аватар для Dmitriy_Kononov
    Регистрация
    03.07.2013
    Адрес
    Украина, Киев
    Сообщений
    111
    Promo (¢)
    1,035
    Благодарности
    Получено: 114
    Отправлено: 44
    Цитата Сообщение от raekwon Посмотреть сообщение
    Ну и что, неужели ни у кого нету никаких идей, соображений, комментариев по этому поводу? Критики в конце концов?
    Или так заумно назвал тему, что непонятно о чем флудить?
    А читать такой длинный пост конечно же лень...
    Лично, как по мне, то очень мало конкретики.
    Я человек предметный. Люблю дело. Как говорят люди, которые умеют зарабатывать: "Бизнес надо делать сейчас и здесь!".
    Вот и я точно так же думаю про трейдерство. Торговать и зарабатывать надо сейчас и здесь. Всё остальное отвлекает от заработка.
    Если ты за сегодня ни чего не заработал, то это значит ты потерял! Хотя бы время, но потерял! По этому всё должно работать на одну основную идею - заработок! А всё, что сверх этого - это от лукавого!

    Прошу автора извинить меня за мой комментарий. Но именно так я думаю о данном виде баланса . Когнитивный он или долларовый, это уже не важно

    Вы не можете благодарить!
    MQL5 (моя торговля): _https://login.mql5.com/ru/users/dmitriy_kononov/seller

  6. #6
    Теоретик Аватар для Creatiff
    Регистрация
    15.08.2012
    Сообщений
    2,658
    Promo (¢)
    810
    Благодарности
    Получено: 271
    Отправлено: 99
    Цитата Сообщение от raekwon Посмотреть сообщение
    Вы не совсем верно поняли суть. Вы говорите о меняющихся условиях, которые есть в любой деятельности, но эти условия всегда определённы. Тут уже вопрос адаптации. Водитель знает заранее, что будет ночь (включит фары, выспится днем и т.д.) или что будет новая дорога (он изучит маршрут по карте), т.е. он сможет подготовиться. А здесь речь идет о таком свойстве среды как неопределенность где сколько бы ты не готовился существует лишь вероятность...
    На форексе мы тоже изучаем дорогу(графики) и новости,т.е. все возможные отклонения, и это понятно, что дорога куда-нибудь да приведет, а вот цены могут пойти в обратном направлении. Здесь водитель-первооткрыватель или исследователь. Поезжайте по Африке, имея карту и маршруты, здесь возможно все - как нападение каких-нибудь повстанцев или людоедов, так и диких животных, так можно и заблудиться даже с картой. Вот такое я имел в виду сравнение.
    Чтобы ощутить рынок есть один выход - купить место на бирже. Эти сотни трейдеров, с которыми придется общаться и видеть их работу, позволит "пощупать" этот рынок. В противном случае мы так и будем торговать неосязаемыми материями, хотя и здесь можно добиться результатов. Все же у меня есть некое подозрение, что на бирже далеко не 5% успешных трейдеров, а как бы не 50 или более процентов именно из-за ощущения рынка.

    Вы не можете благодарить!

  7. #7
    j16trader
    Регистрация
    03.07.2012
    Сообщений
    4,353
    Promo (¢)
    0
    Благодарности
    Получено: 3,528
    Отправлено: 1,156
    Цитата Сообщение от Dmitriy_Kononov Посмотреть сообщение
    Лично, как по мне, то очень мало конкретики.
    Я человек предметный. Люблю дело. Как говорят люди, которые умеют зарабатывать: "Бизнес надо делать сейчас и здесь!".
    Вот и я точно так же думаю про трейдерство. Торговать и зарабатывать надо сейчас и здесь. Всё остальное отвлекает от заработка.
    Если ты за сегодня ни чего не заработал, то это значит ты потерял! Хотя бы время, но потерял! По этому всё должно работать на одну основную идею - заработок! А всё, что сверх этого - это от лукавого!
    Ну такой комментарий подойдет абсолютно для любой темы. Можно написать один этот девиз "Бизнес надо делать сейчас и здесь!" и все что сказано кроме этого от лукавого... Но так в этом, по моему, еще меньше конкретики... Есть множество других составляющих, которые иногда не грех и пообсуждать, не так ли?
    И вообще зачем противопоставлять то, что знаю я и известно мне в данный момент, с тем что мне ново, и даже нежеланием разобраться в этом.

    ---------- Сообщение добавлено в 17:57 ----------

    Цитата Сообщение от Creatiff Посмотреть сообщение
    На форексе мы тоже изучаем дорогу(графики) и новости,т.е. все возможные отклонения, и это понятно, что дорога куда-нибудь да приведет, а вот цены могут пойти в обратном направлении.
    Ну так в этом все и дело. Если вы изучили карту маршрута, или у вас есть правильно запрограммированный gps-навигатор то это 99% гарантии что попадете по назначению придерживаясь ее, так? Дорога ведь не может меняться каждую секунду. А вот то что вы изучаете графики и новости, вам это не дает даже более чем 50%. как вы и сами сказали.
    Цитата Сообщение от Creatiff Посмотреть сообщение
    а вот цены могут пойти в обратном направлении.
    Вот и сравните.

    Цитата Сообщение от Creatiff Посмотреть сообщение
    Здесь водитель-первооткрыватель или исследователь. Поезжайте по Африке, имея карту и маршруты, здесь возможно все - как нападение каких-нибудь повстанцев или людоедов, так и диких животных, так можно и заблудиться даже с картой.
    Я говорил о водителе навскидку, не имея в виду таких экстремальных условий, а вполне обычных. Тут можно привести и любую другую профессию.

    Вы не можете благодарить!
    Последний раз редактировалось raekwon; 02.09.2013 в 19:01.



  8. #8
    Administrator Аватар для Marmelika
    Регистрация
    08.12.2011
    Сообщений
    3,624
    Promo (¢)
    27,280
    Благодарности
    Получено: 2,562
    Отправлено: 3,853
    raekwon, тема важная и интересная.
    Думаю, что вкратце все можно свести к тому, что трейдер, как никто другой, страдает от неоправданных ожиданий. И изменить здесь можно лишь самого себя, так как рынок изменить невозможно. А изменить себя очень сложно, так как неоправданные ожидания завязаны на добычу денежных знаков, которые затем превращаются во все, что так дорого трейдеру (машину, яхту, остров, крутой депо).
    То есть по сути, от трейдера требуется быть отреченным от того, что является его мечтами и целями. А значит, трейдер должен быть отреченным, чтобы быть успешным.

    Вы не можете благодарить!

  9. #9
    j16trader
    Регистрация
    03.07.2012
    Сообщений
    4,353
    Promo (¢)
    0
    Благодарности
    Получено: 3,528
    Отправлено: 1,156
    Цитата Сообщение от Marmelika Посмотреть сообщение
    ожидания завязаны на добычу денежных знаков, которые затем превращаются во все, что так дорого трейдеру (машину, яхту, остров, крутой депо).
    Согласен, и подчеркну вашу мысль еще более, потому что данные знаки, как многие уже верно заметили превратились для большинства, ни во что иное как в биовыживательные бумажки. Это и смысл жизни, и высшие цели, и всё и вся, а потому отрешиться от них в своих мечтах еще куда более сложно.. Что мешает собственно реализовать себя в данном поприще.

    Вы не можете благодарить!



  10. #10
    Теоретик Аватар для Delo Boss
    Регистрация
    26.07.2013
    Адрес
    Беларусь
    Сообщений
    4,896
    Promo (¢)
    1,920
    Благодарности
    Получено: 291
    Отправлено: 94
    Сразу так и не скажешь, ведь форекс по сути коварен и как правило инстинкт самосохранения опять же будет работать по полной. Если бы можно было бы отключить даже все эмоции, разобрать полностью работающую ТС, все одно, это не обезопасит трейдера от каких либо ошибок, да чего угодно и даже к примеру сбоя сети. Я думаю нужно надеяться на хорошее как без этого, но и не забывать что форекс штука не прощающая ошибок, нужно уметь рассматривать оба варианта!

    Вы не можете благодарить!
    Стратегия не приносит деньги? Выход есть - выбрось стратегию!

Страница 1 из 4 1 2 3 4 ПоследняяПоследняя

Метки этой темы

Ваши права

  • Вы не можете создавать новые темы
  • Вы не можете отвечать в темах
  • Вы не можете прикреплять вложения
  • Вы не можете редактировать свои сообщения
  •